СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
ТОМАГАВКИ ПРОТИВ РУЖЕЙ Испанцы
первыми из европейцев начали осваивать новые земли. В 1513 г. они
явились завоевателями во Флориду, где основывали мелкие поселения. Они
принуждали туземцев к рабскому труду на плантациях и насаждали
христианство, заставляя их отказываться от религии предков.
Затем испанцы расселились вдоль всего юго-восточного побережья
Северной Америки, а позднее и на землях нынешнего Техаса. С их
появлением в жизни многих индейских народов пришли кардинальные
перемены. Так, например, до прихода белых людей индейцы не были
знакомы с лошадьми. Вряд ли будет преувеличением сказать, что своими
победами испанцы во многом были обязаны именно лошадям, которых
индейцы боялись даже больше, чем арбалетов и мушкетов. Однако со
временем там, где селились испанцы, появились большие табуны лошадей.
Присматриваясь к ним, индейцы утратили страх перед этими необычными
животными и стали ловить отбившихся или сбежавших лошадей, приручать
одичавших и даже воровать у испанцев домашних. Со временем индейские
племена стали сами разводить лошадей, для чего нередко даже покупали
лошадей у испанцев, хотя в самом начале продажа лошадей индейцам
строго-настрого запрещалась.
Индейцы предпочитали пегих лошадей и со временем вывели даже
собственную породу, получившую у европейцев название аппалачской, по
названию горного плато в Северной Америке. Низкорослые пони также были
выведены индейцами и были очень выносливы, терпеливы, а главное — куда
смышленее лошадей белого человека. Поэтому индейцы часто ездили на них
без седла и стремян, а вместо уздечки использовали тонкий ремешок,
стягивающий петлей нижнюю челюсть животного, чего было вполне
достаточно, чтобы им управлять.
Со временем в искусстве верховой езды индейцы превзошли европейцев.
Получив возможность ездить верхом и перевозить грузы на бесколесных
волокушах травуа, многие индейские племена двинулись в самое сердце
Великих равнин, куда они никогда бы не решились отправиться пешком, а
главное — они много успешнее начали охотиться на бизонов. Теперь
случалось, что один индеец мог добыть за одну охоту десять и более
бизонов, что вполне обеспечивало жителей Великих равнин мясом и
шкурами, поэтому их численность стала быстро увеличиваться.
Но это, пожалуй, было единственным, что краснокожие выиграли от знакомства с бледнолицыми.
В начале XVII века на Восточном побережье пустили первые корни
английские и голландские поселенцы. В отличие от испанцев, они прибыли
сюда, чтобы жить и кормиться собственным трудом, и потому казались
безобидными. Многие коренные народы поначалу встретили их даже радушно
и помогали, тем более что торговля с европейцами давала им
огнестрельное оружие, железные орудия труда и другие товары.
Но вскоре недоразумения и споры между белыми и индейцами привели к
вооруженным стычкам. В 1636 г. поселенцы Массачусетса решили отомстить
индейцам племени пекот за недоказанное убийство двоих торговцев и
перебили целую деревню, насчитывавшую 500 жителей.
Почти до конца XVIII века коренные американцы противостояли натиску
европейцев. Англичане, французы и испанцы воевали между собой за власть
над Новым Светом, и многие племена выступали на той или иной стороне.
Они воевали по обе стороны и в Войне за независимость, которая
закончилась победой американских колонистов над англичанами и рождением
Соединенных Штатов Америки. Союзников англичан ирокезов после войны
постигла жестокая кара. Сорок деревень было уничтожено, а сломленный
народ изгнан в Канаду.
Войны XVIII века велись с беспощадной жестокостью, ни одна сторона
не брезговала пытками и массовыми убийствами. Известны случаи, когда
индейцам в качестве «подарка» посылали одеяла и одежду, которыми
пользовались больные оспой, в результате чего вымирали целые племена.
Индейцев спаивали низкосортным алкоголем, который действовал на них
особенно сильно, поскольку в их организме отсутствовали специальные
вещества, способствующие его разложению и имеющиеся в организме у
белых. Среди индейцев родилась даже такая поговорка: «Белый человек, водка, оспа и пули — вот гибель!».
Некоторые индейские племена отличались особой свирепостью, и в те
времена широко практиковался один из самых отвратительных обычаев —
снятие скальпов врага. Скальп — это срезанные вместе с кожей волосы с
макушки убитого врага. Европейцы стали поощрять эту практику и даже
выплачивать награды своим индейским союзникам за каждый снятый скальп.
После победы Американской революции конфликты между европейскими
народами Северной Америки почти прекратились. И тогда коренных жителей
новорожденной республики стали упорно вытеснять с родных земель либо
заставляли продавать или уступать их белым поселенцам, переселяя в
резервации. Правительство проводило политику очищения страны от всех
индейцев, даже от «цивилизованных племен», перенявших одежду и образ
жизни белого человека.
К началу 1830-х годов всякое сопротивление этой политике со стороны
племен, живших к востоку от Миссисипи, было подавлено. Дальше на запад
лежали Великие равнины, которые считались слишком засушливыми и
суровыми для освоения белыми людьми. Правительство США решило вытеснить
индейские племена на Великие равнины, которые отныне должны были
принадлежать индейцам, «пока растет трава и текут реки».
Первыми депортации на Запад подлежали индейцы чероки, на землях
которых в Аппалачских горах американцы обнаружили золото. Они пытались
опротестовать это решение в суде, но в 1838 г. их все равно
депортировали в Оклахому. Этот переход вошел в память людей как «Тропа
слез», ибо четверть всего племени погибла от голода, лишений и
болезней.
Но и на Великих равнинах индейцев не собирались оставлять в покое
«пока растет трава и текут реки». Когда в 1849 г. в Калифорнии было
найдено золото, через индейские охотничьи угодья двинулись караваны
фургонов с тысячами золотоискателей. За ними потянулись новые
поселенцы. И когда для защиты пионеров туда были введены войска,
конфликты стали постоянными.
В годы Гражданской войны 1861-1865 гг. индейцы не остались в стороне
и точно так же, как и белые, разделились на два лагеря. Делавары,
например, сражались на стороне северян. Чокта и семинолы поддерживали
южан, а остальные племена — кри, чероки, осейджи - помогали и тем, и
другим. Иногда индейские войска имели большую численность. Например, в
битве при Пиа-Ридж в 1862 г. на стороне южан выступило 3500
воинов-индейцев.
Долгое время обитатели прерий сопротивлялись переменам, которые
принес с собой белый человек. Кочевой образ жизни этих прирожденных
охотников сделал их искусными наездниками и стрелками, подлинными
мастерами партизанской войны, которых было невозможно выследить на их
родной территории, Но в конце концов индейцы были вынуждены
покориться, Вероятно, главной причиной их поражения стало истребление
белыми охотниками бизоньих стад.
Однако индейцы сиу оказали серьезное сопротивление и сражались с
белыми в трех войнах. Когда золото было обнаружено и на их земле, в
священных Черных горах Южной Дакоты, началась четвертая война с
правительством США. Именно в этой войне подполковник Джордж Кастер и
более 200 его солдат погибли в 1876 г. в легендарном «последнем бою
Кастера» у реки Литтл-Бигхорн, Одни говорят, что Кастер попал к
индейцам в засаду, другие утверждают, что он опрометчиво атаковал
крупный индейский лагерь. Как бы там ни было, но следствием этого
разгрома стала беспощадная зимняя кампания армии США, в ходе которой
вождь сиу Сидящий Бык (на языке сиу - Татанка Йотанка) вместе со своими
людьми был вытеснен в Канаду, а остальных сиу вынудили сдаться.
В 1881 году Сидящий Бык вернулся из Канады, но, отправленный в
резервацию, был убит полицейским-индейцем, пытавшимся его арестовать.
К тому времени почти псе индейцы Великих равнин были выселены из
родных мест и загнаны в резервации. Условия жизни в них были достаточно
тяжелы, и время от времени возникали мятежи; последняя вспышка
сопротивления погасла в 1886 г., когда сдался властям вождь апачей
Джеронимо. А четыре года спустя состоялось сражение у ручья Вундед-Ни.
Это было даже не сражение, а кровавая бойня, устроенная индейцам сиу
солдатами 7-го кавалерийского полка, в результате которой погибло свыше
250 мужчин, женщин и детей. Собственно, армию вызвали для того, чтобы
подавить новый религиозный культ, так называемую пляску духов, который,
по верованиям индейцев, должен был избавить их от белых и вернуть в
прерии бизонов. Но солдаты, по-видимому, решили отомстить за поражение
у Литтл-Бигхорна.
Обреченные на нищету, коренные американцы были полностью
деморализованы и начали стремительно вымирать. Власти всячески
старались разрушить племенной уклад жизни — якобы для того, чтобы
разделить индейские земли на частные владения. Любые «излишки»
захватывались белыми поселенцами, и с 1880-х по 1930-е годы индейцы
так или иначе лишились двух третей остававшихся у них земель.
В 1924 г. коренные американцы обрели, наконец, американское
гражданство. Многие, понимая, что возврата к прежней жизни не будет,
перебрались в города, где им пришлось поменять убожество резерваций на
нищету городских трущоб. Но в середине XX века численность индейского
населения начала постепенно расти, и они, подобно другим национальным
меньшинствам, вступили в борьбу за гражданские права. Невзирая на
плохое образование, безработицу и расовую дискриминацию, многие
стремились возродить свое национальное самосознание, и к началу 1990-х
годов численность коренных американцев выросла примерно до 2
миллионов, а отношение общественности к ним очень изменилось. |