Юрий КОТЕНКО
Индейские амулеты
Техника - Молодежи, №8, 1996 г.
|
Не говори ничего плохого.
Это место священно.
|
|
Из песни Колдовской Палатки племени чейеннов
|
Жизнь индейца североамериканских равнин во многом
зависела от Великой Тайны - то есть от высших сил природы, которые
повелевали всем на Земле. Эти силы ассоциировались с наличием вокруг
целого мира духов и мистических существ, которых - чтобы оградиться от
бед и напастей - надо было расположить к себе. Без этого ни один индеец
не принимал никаких решений и не начинал важного дела.
Но как заручиться поддержкой и защитой высших сил? Как развить умение воздействовать на них?
Столь
нелегкой наукой в совершенстве владели шаманы и знахари, впрочем, и
простой индеец имел в своем распоряжении немало способов связи с тайным
миром. Например - через магические сны и видения, вызвать которые можно
было лишь после длительных постов, обрядов очищения в парильне или
самоистязаний. Кроме того, определенную власть над силами природы давали
"волшебные" предметы - амулеты, талисманы, обереги. Они, как и
лекарственные препараты да и вообще все загадочное и неведомое, на языке
индейцев сиу называются "вакан". А люди, способные врачевать и общаться
с Великой Тайной, - "вичаша вакан", то есть таинственные люди.
В качестве "вакан" может использоваться многое - части
тела животного, его шкура или чучело, растения, камни, фигурки из
дерева, кости или кожи. Обычно такие предметы хранились в священной или
колдовской, связке, их также носили в ожерельях, привязывали к волосам,
одежде, оружию. Цель при этом преследовалась одна - защититься с помощью
"вакан" от пуль, стрел, болезней. Например, детям на шею надевали
мешочек с их же высушенной пуповиной, напоминавший по форме черепашку.
Многие воины, отправляясь в военный поход, захватывали с собой кремневые
наконечники от стрел или маленькие камни. Их носили в волосах, в виде
ожерелья, свято веря в то, что они могут продлить жизнь, поскольку сами
бессмертны.
Большой популярностью пользовались ожерелья из когтей
медведя - считалось, что этот талисман придает его обладателю силу и
отвагу. Изображение стрекозы символизировало такие качества, как
быстрота, легкость, стремительность, а шкурки бобров обязательно брались
в конные набеги - ведь они, по верованиям, увеличивали резвость боевых
коней. Колдовская связка в одних случаях представляла из себя кусок
шкуры, в который заворачивались священные предметы, в других -
цилиндрический короб из сыромятной кожи, знахари же для хранения своих
амулетов и лекарственных трав пользовались кожаной сумкой, похожей на
медицинский саквояж.
Связка могла быть индивидуальной, а также принадлежать
военному или культовому обществу или всему племени. Самая священная
предназначалась для Танца Солнца - важнейшей церемонии индейцев Великих
равнин, продолжавшейся несколько дней. Кроме шкурок животных, перьев
орла, ароматной травы и прочего, здесь заметную роль играла и фигурка
бизона, вырезанная из кожи и крепившаяся на вершине священного столба.
При Танце Солнца возносилась коллективная молитва племени, в которой ему
испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте на бизонов. У
чейеннов существовало тайное общество, члены которого в своих обрядах
прибегали к приемам черной магии. Их называли людьми-лягушками, или
"носителями смерти", - может быть, потому, что они использовали в
качестве "вакан" высушенные человеческие пальцы и языки. А те хранились в
сумке, сделанной из кожи жабы-быка.
У ассинибойнов подобное общество именовалось
"ваэчонса". Его члены при колдовстве применяли фигурки, вырезанные из
бересты или из сыромятной кожи. Когда хотели кому-либо причинить зло,
колдуны прокалывали фигурки в четырех жизненно важных точках и
закапывали их на вершине холма. После чего оставалось лишь дождаться
смерти жертвы.
Иногда в ход шли и вполне определенные научные знания.
Скажем, шаманы кайова могли отравить человека ртутью, соскобленной с
зеркала и положенной затем в курительную трубку. Но это знакомство с
медициной и химией они тщательно скрывали.
Большой почет и уважение вызывали у ассинибойнов
поклонники Медведя. Они носили своеобразную прическу и раскрашивались
"под медведя". А также подражали его повадкам. Среди атрибутов культа
были ожерелье из когтей медведя, нож с рукояткой из медвежьей челюсти и
щит с медвежьими символами. Эти люди знали способы лечения травами,
которые употребляли медведи при своих недугах. Проникнуть в секрет им
удавалось, выслеживая больных животных.
Однако главной целью, которая заставляла индейцев овладевать магией, была удача в войне.
Чейенны имели две племенных святыни - Четыре Священных
Стрелы (южные чейенны) и Священную Шапку (северные). Они выносились на
свет, когда племя начинало большую войну священной мести. Четыре Стрелы в
колдовской связке, привязанной к копью, нес в бой лучший воин, и, имея
столь могущественный талисман, чейенны были неустрашимы и уверены в
победе. Другая колдовская связка - "Гнездо Священной Шапки" - была
знаменита тем, что один из ее предметов обладал свойством возвращать
назад пули и стрелы противника. Предмет этот - кусок кожи, украшенный
волосами со скальпов, - так и назывался: "возвратитель".
Надежда
на общий талисман, оберегавший все племя, тем не менее не мешала
каждому воину заручиться личным покровительством какого-нибудь духа или
мистического существа.
В военном походе первым делом требовалось незамеченным
приблизиться к неприятелю. Для этого достаточно было прикрепить к
волосам чучело ворона. Когда враги уже недалеко, чучело предупреждало об
опасности легким клевком в затылок.
Свисток из крыльевой орлиной кости также был сильным
амулетом. Если вдруг застали врасплох, следовало только дунуть в него, и
вражеская пуля не причинит никакого вреда.
Особая роль отводилась щиту, самому дорогу и почетному
предмету боевого снаряжения. Прикрепленные к нему бубенчик или свинцовый
шарик были способны отвращать пули, а мешочек со священными предметами -
давал силу и приносил удачу. Обычно на щит наносили разного рода
рисунки - животных, насекомых, небесных светил или мифических существ.
Поскольку конкретное изображение было подсказано вещим сном, оно
обладало сверхъестественной силой, оберегающей воина.
Скальп, снятый с врага, являлся не только
доказательством доблести, но и передавал боевые качества поверженного
противника. Ведь именно в волосах, по поверьям, находилась вся сила
человека. Поэтому скальпами щедро украшали оружие, одежду, конскую сбрую
и жилище.
Шел ли индеец в военный поход или мирно предавался
радостям жизни в родном жилище, он никогда не забывал о трубке - самом
почитаемом культовом предмете. Дым от нее считался лучшей жертвой
Великой Тайне, и, посылая его небу, земле и четырем сторонам света,
индеец молился о благоденствии своем и всех близких.
Трубку хранили в особой сумке, расшитой бисером и
окаймленной бахромой, обернутой крашеными иглами дикобраза. Головку
вытачивали из красного камня "катлинит" и инкрустировали свинцом,
деревянный мундштук был отделан резьбой или украшен бисером, иглами
дикобраза и перьями. В сумке также хранился мешочек с табаком и палочки
для забивания табака и прочистки трубки.
Пока у индейца есть трубка - ему можно рассчитывать на
помощь высших сил, и он всегда имеет шанс быть услышанным Великой
Тайной. Не случайно у совершившего преступление первым делом отбирали
трубку и разбивали ее вдребезги...
Что ж, владеть магическими предметами - немалая
ответственность, но и большой почет. Много личных и общеплеменных
святынь краснокожих было утеряно или уничтожено во время "индейских
войн" прошлого века, какие-то попали в музеи и частные коллекции.
Впрочем, некоторыми и поныне владеют хранители-индейцы. Они бережно
передают их из поколения в поколение - как, например, Священную Каменную
Трубку в резервации сиу "Шайен - Ривер" в Южной Дакоте, или Священную
Шапку в резервации "Северные чейенны" в Монтане.
Как знать, может, эти овеянные веками "таинственные" предметы и помогли индейцам остаться индейцами, а не стать американцами?
Источник: http://www.fund-intent.ru/Document/Show/3924 |